Развивающий уход
КГБУСО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко» является организацией социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги их получателям (дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) в стационарной и полустационарной формах.
Одной из основных задач является повышение качества жизни получателям социальных услуг, создание условий для их самостоятельности, индивидуальности, готовности к дальнейшей интеграции в социум.
В настоящее время в интернате проживает 60 получателей социальных услуг (ПСУ) с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Такие ребята с особыми потребностями являются подопечными отделения милосердия, а их жизнь сопровождается большим количеством ограничений. Им трудно самостоятельно свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности, воспринимать и перерабатывать информацию, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению и поддерживать социальное взаимодействие. Таким образом, детям с ТМНР требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. И от того, насколько полно предоставляется данная помощь, напрямую зависит степень самостоятельности ребенка и возможность его участия в жизни общества.
В последние годы подходы к реабилитации данной группы ПСУ существенно изменились. В практику работы интерната уверенно вошли технологии развивающего ухода, физического менеджмента, оздоровления, дополнительной альтернативной коммуникации.
Развивающий уход – метод ухода за детьми с ТМНР, в процессе которого помимо задачи осуществления непосредственного ухода перед лицом, осуществляющим уход, стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно развития собственной активности, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания. Для решения поставленных задач в интернате создана уникальная материально-техническая база, позволяющая обеспечивать предоставление реабилитационных услуг в комплексе.
На первом этапе его реализации мы реорганизовали и трансформировали для детей предметно-пространственную среду в жилых помещениях, сделали ее более комфортной и уютной для того, чтобы дети с ТМНР учились играть и взаимодействовать с окружающим миром. В спальнях появились удобные и функциональные кровати со спинками и высокими бортиками вокруг – это позволяет визуально ограничивать и выделять собственное личное пространство. Теперь все в интернате направлено на социальное развитие ребенка-инвалида и способствует реализации его ключевых потребностей, адаптирует к условиям окружающей действительности.
Однако ребенок с ТМНР не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта. В этой связи вся среда индивидуализируется под конкретного воспитанника. Процесс индивидуализации предполагает создание особого подхода в социально-педагогической реабилитации для каждого ребенка, с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Развитие, социализация и качество жизни ребенка или взрослого с ТМНР напрямую зависят от формирования привязанности к близкому взрослому, а также от объема и качества развивающего ухода.
Результаты работы по осуществлению услуги развивающего ухода показазывают, что такие инновационные реабилитационные технологии, как развивающий уход, альтернативная коммуникация, организация ежедневной дневной занятости с использованием ресурса добровольчества и волонтерства, успешно решают вопросы развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Еще одним нововведением стал более гибкий и свободный режим проживания детей. У воспитанников обязательно имеется свободное время, созданные уголки, чтобы побыть одному, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе. Также имеются личные полки, тумбочки, предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами. В каждой группе образовались свои традиции: утренний круг, дни рождения, проводятся праздники, встречи друзей, волонтеров и наставников.
На основании Национального стандарта РОСТ Р 70190-2022 «Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами», приказ N 537-ст от 24 июня 2022 года Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в учреждении разработаны локальные документы: Положение по осуществлению услуги развивающего ухода для получателей социальных услуг (ПСУ), план мероприятий по осуществлению услуги развивающего ухода для получателей социальных услуг , Положение о мультидисциплинарной команде по осуществлению услуги развивающего ухода за ПСУ, план работы мультидисциплинарной команды по осуществлению услуги развивающего ухода за ПСУ, план работы "Школа развивающего ухода" для воспитателей и помощников воспитателя, где рассматриваются вопросы развивающего ухода: принципы развивающего ухода, дополнительная альтернативная коммуникация, правила общения с детьми ТМНР, принципы обучения навыкам самообслуживания, прием пищи, правила кормления, одевание и гигиена, переодевание, купание, умывание и чистка зубов, использование туалета и др.
По работе системы развивающего ухода в учреждении проходят Педагогические советы, методические объединения, «Школа развивающего ухода», беседы, разъяснения, консультации.